Боков Виктор Фёдорович
Поэт
* 06.09.1914 д. Язвицы, ныне Московская обл.
15.10.2009 Москва
Родился в семье крестьянина. Как вспоминает Боков в автобиографической заметке «О себе», его первыми учителями были отец, мать, крестьянский труд, уличная гармонь и частушки. Работал токарем, учился в Загорском пед. техникуме.

В 1934 опубликовал стихи в районной газете, их отметил М.Пришвин.

Помимо поэзии занимался также прозой, его рассказ «Дорога» одобрил А.Платонов, который увидел в нем «силу и прелесть», «свой способ изложения темы», «глубину искреннего чувства», «острый литературный такт» (Детская литература. 1939. №10–11. С.3). Интерес к проблеме народности проявил и как собиратель, исследователь фольклора. Напечатал статьи «Юный фольклорист» (Литературное обозрение. 1936. №24), «О народной частушке, ее издателях и фальсификаторах» (Литературный критик. 1939. №8–9), «Фольклорные экспедиции учащихся» (Литература в школе. 1940. №2), опубликовал также записанное им произведение современного фольклора (Огонек. 1940. №3).

В 1938 окончил Литературный институт им. М.Горького.

В июле 1941 с Б.Пастернаком помогал Марине Цветаевой при ее сборах и отъезде в эвакуацию.

В 1942 был призван в армию, находился в военном лагере. Неожиданно ночью 19 авг. 1942 был несправедливо арестован, началась тюремная, а затем и лагерная одиссея. Недоумением и душевной болью полны были новые стихи поэта: «Товарищ Сталин! Слышишь ли ты нас? / Заламывают руки, бьют на следствии» (Стою на своем! С.41). Бодрость духа заключенного поддержали письма М.Пришвина и А.Платонова, пришедшие к нему в сибирский лагерь.

10 сент. 1947 Боков писал из Сибири А.Платонову: «Сообщаю, что скоро месяц, как я гражданин. Остался работать в Сибири...» (РО ИРЛИ. Ф.780). Проработал в Сибири вольнонаемным до весны 1948, затем жил в Калужской обл. под Москвой, в столице жить еще не разрешалось.

В 1958 опубликовал сборник стихов «Ярхмель» и «Заструги». Появились благожелательные отклики в печати Н.Рыленкова (Литература и жизнь. 1959. 27 мая), И.Михайлова (Нева. 1959. №11).

Вспоминая позже это время, Боков признавался: «Пришло уверенное вдохновение от встречи с людьми, с родной землей, с народной речью, которая рвет узды грамматик и вольно пасется на своем лугу» (Боков В. Стихотворения и песни. М., 1973. С.15). Появляются новые книги стихов «Весна Викторовна» (1961), «Ветер в ладонях» 1962), «Лирика» (1964), «Алевтина» 1968), «Свирь» (1968), «Избранное» 1970). Критика приветствовала песенный дар Бокова: «Радость стиха» (Ушаков Н. // литература и жизнь. 1962. 11 мая), «Вечно живые» (Денисова И. // Знамя. 1966. № 4). Н.Рыленков констатировал: «...в поэзию пришел самобытный и притом вполне сложившийся художник, накрепко всеми своими корнями связанный с родной почвой, влюбленный в родное певучее слово, знающий цену хлеба и соли» (Рыленков Н. Поэзия родных просторов. М., 1964. С.6).

По убеждению Бокова, Россия начинается с пристрастия к труду, к терпенью, к правде, к доброте, такой он и рисует свою родину, его поэзия празднична, это праздничность сенокоса. Поэту дорога вся страна: «Брусничная Вологда, рыбная Астрахань, яблочный Курск... таежный Онего, степная Ока, желтоглазый Иртыш» («Клятва»). Многокрасочна палитра поэта, широка гамма передаваемых им чувств и картин народной жизни — от первого снега до урожайной осени. Своей поэзией Боков полемизирует с теми, кто мысленно разрывает Россию на прошлую и настоящую, на белокаменную и шлакоблочную; для него дорога Россия и былинных богатырей, и современных космонавтов. Н.Рыленков отмечал, что его оптимизм выстрадан и родствен оптимизму рабочего человека.

Поэт народной души, Боков закономерно стал автором нестареющих, получивших народное признание песен: «Оренбургский пуховый платок», «На побывку едет...», «Ой, Наташа», «Колокольчик», «А любовь все жива», «На Мамаевом кургане», «Шуми, береза белая», «Ой, снег-снежок». Современник свидетельствует: «...его песни звучали везде — на улицах, в цехах заводов, в каждой семье» (Завтра. 1995. №12. С.7).

Выходят новые книги стихов: «Когда светало...» (1972), «Три травы» (1975), «Поклон России» (1976), «В трех шагах от соловья» (1977); они находят позитивные отклики: «Даль слова» (В. Цыбин // Литературная Россия. 1972. 25 февр.), «Вечное родство» (В.Коробов // Наш современник. 1974. №9), «Ключ сердца» (Д.Ковалев // Литературное обозрение. 1975. №3), «Ветер молодости» (В.Сорокин // Молодая гвардия. 1976. №3).

Еще в 1950 Боков издал составленную им антологию «Русская частушка», в 1970-е продолжает изучение фольклора. Обращается к жанру поэмы, одну за другой создает поэмы на различные темы современности: «Свирь» (1965), «После Победы» (1976), «Злата Прага» (1979) и др. Как сказал о нем В.Сорокин: «и богат он щедростью воспринимать и делиться, удивляться и находить» (Огонек. 1974. №38. С.15). Он пишет добрые предисловие к книгам А.Боброва, В.Богданова, В.Туркина, Н.Журавлева, В.Замятина и других поэтов, отзывается в печати о стихах В.Казанцева, В.Кузнецова, А.Прасолова и др. Пишет о Н. А. Некрасове, С. А. Есенине, М. М. Пришвине, Н. Н. Асееве, особенно примечательны воспоминания о Б.Пастернаке «Собеседник рощ» (Юность. 1989. №11). Еще до войны Боков был увлечен «высоковольтной правдой» творчества А.Платонова, ему посвящена статья Бокова «Высокое слово Андрея Платонова» (Литературная Россия. 1989. 24 марта).

Расширяя свой творческий диапазон, Боков обращается к переводам, дает вторую жизнь на русском языке стихам поэтов разных народов СССР: А.Граши, К.Герасименко, М.Грубияна, С.Данилова, П.Заднипру, М.Квливидзе, А.Копштейна, И.Тарба, С.Чиковани.

В 1963 издает книгу прозы «Над рекой Истермой».

Как художник истинно народного склада, Боков не чужд также юмора и сатиры — раешника, частушки, сатирических жанров. Книга «Частушки родины Шукшина» не случайно вышла в 1986 в Барнауле с предисловием Бокова.

Поэт верен теме патриотизма, теме России как матери-Родины. В новых стихах он пишет: «Время смутное, сатанинское, / Балом правят карман и обман. / Русь родная! Заступница близкая / — Ты одна!» (Наш современник. 1993. № 7. С.47). Вновь возникает образ Пушкина, постоянного спутника Бокова. Пушкин для него «поэт поэтов», «высокий свет» России.

Современники так определили главное в поэзии Бокова: «...знание необъятной Родины с ее городами и весями, лесами и реками вошло в плоть и кровь лучших стихов Бокова» (Гринберг И. — С.243); «...Виктор Боков самый народный поэт после Александра Прокофьева» (Сорокин В. — С.37); «...ритмическая неординарность, может быть, самая примечательная черта поэтики Бокова» (Михайлов Ал. — С.134). Источником же ритмических вариаций, усиливающих эмоциональное воздействие на читателя, служит осваиваемое поэтом частушечно-песенное богатство русского фольклора. И перед читателями новых поколений поэт предстает «мастером, вобравшим в себя лучшие традиции русской поэзии, убежденным собеседником, думающим о России, о ее и своей нелегкой судьбе, любви и милосердии» (Что думалось и пелось. 4-я с. обложки).

В. А. Шошин
Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 252–254.