Все больший интерес в науке вызывают проблемы формирования и репрезентации образов прошлого, их закрепления, замещения или подавления в исторической памяти, механизмов трансформации памяти о прошлом, принципов реконструкции воспоминаний о прошлом в массовом и индивидуальном сознании. Историки пытаются осмыслить, что именно из явлений и событий пошлого сохраняется и почему, как трансформируется, вытесняется, передается и какую роль играет в становлении групповой идентичности. По сути дела, речь идет о социальном конструировании исторической реальности «не тех образов прошлого «достоверных фактов» и «подлинных событий», «как это было на самом деле», а тех образов прошлого, которые обрели социальную значимость, будучи субъективно переживаемые как воспоминания и воспринимаемые как знания» (Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до начала нового времени. / Под ред. Л.П. Репиной.-М., 2003, С. 5–6).
С течением времени меняются формы фиксации памяти о Великой Отечественной войне. Сегодня еще есть возможность сформировать многоликое представление о событиях военной поры, опираясь на обширный комплекс официальных документов и источников личного происхождения. В связи с этим возрастает внимание исследователей к устной истории как методу, благодаря которому можно расширить сформированное представление о войне, увидеть «человека воюющего», понять его чувства, эмоции, настроения, погрузиться в военную повседневность. Используя метод устной истории, историк получает уникальную возможность управлять процессом создания нового источника в соответствии с потребностями своего исследования, конкретизировать и уточнять получаемые данные.
Современная историографическая ситуация и в нашей стране, и в мире в целом характеризуется интересом к так называемому «молчаливому большинству». В устноисторических исследованиях на первый план выходит субъективный опыт человека, который лежит в основе формирования историческая память. Важным становится понимание того, как преломляется оценка событий отдельными людьми особенно в экстремальных условиях (Лоскутова М.В. Введение.// Хрестоматия по устной истории. — СПб., 2003. С. 13).
По мнению Е.С.Сенявской, «устноисторические источники позволяют получить индивидуально пережитые и осмысленные сведения по определенному кругу вопросов, относящихся не только к объективным анкетным данным о самом респонденте, но и к обстоятельствам его участия в боевых действиях, особенностям фронтовой жизни и быта, к широкому спектру ценностных характеристик респондента» (Сенявская Е.С. Психология войны в ХХ в.: исторический опыт России. — М., 1999. — С. 9.). При этом интерес представляют не только восстанавливаемые в памяти события военного времени и возникавшие в тот период мысли и чувства, но и проблемы, связанные с выходом респондентов из войны, ее влиянием на их судьбу, включая мировоззрение, ретроспективное отношение к тому, что происходило с ними в годы войны.
Устные воспоминания — важный источник для реконструкции коллективной памяти о конкретном событии прошлого, и в частности Великой Отечественной войны. В рассказах фронтовиков, равно как и послевоенного поколения можно проследить влияние господствующей идеологии, средств массовой информации, визуальных
образов. С этой точки зрения особенно интересны воспоминания, взятые в постсоветский период, когда была разрушена господствующая в советское время идеология, когда индивидуальные оценки событий стали в один ряд с официальными. Устные воспоминания спонтанны и «независимее» письменных, потому что, когда человек берется за перо, в нем невольно начинают работать и редактор, и цензор (при этом цензура может быть не только политической, но и этической); у него возникает стремление выдержать свои воспоминания в определенном жанре, и он отказывается от многих «боковых» подробностей, между тем как одна такая деталь может очень ярко высветить эпоху.
Благодаря рассказам участников и очевидцев Великой Отечественной войны о своем опыте создаются образы и представления, которые включаются в состав коллективной памяти. По ним можно рассматривать проблемы динамики взаимоотношения зафиксированных представлений о прошлом, сохраняемых в силу традиции или востребованных меняющейся общественно-политической реальностью.
Главной целью интервьюирования ветеранов войны является формирование источника, содержащего информацию по широкому кругу проблем фронтовой жизни, быта и психологии участников боевых действий. При этом интерес представляют не только восстанавливаемые в памяти события военного времени и возникавшие в тот период мысли и чувства, но и проблемы, связанные с выходом респондентов из войны, ее влиянием на их судьбу и личность, включая мировоззрение, ретроспективное отношение к тому, что происходило с ними в годы войны.
Практика изучения современности, на наших глазах превращающейся в историю, будет и дальше способствовать накоплению такой своеобразной разновидности источников личного происхождения как устные интервью. Очевидно, было бы рационально если не продумать более стандартизированный подход к сбору интервью, то хотя бы создать одно или несколько централизованных хранилищ, куда могли бы стекаться оригиналы или цифровые копии собранных материалов. Независимо от их количества и даже качества, такие собрания станут бесценными хранилищами информации для исследователей, которые с течением времени смогут разглядеть в собранных источниках больше разных пластов истории и культуры нашего времени, чем современники. Подобная деятельность осуществляется в центрах по устной истории, на сайтах которых имеются аудиоархивы — голоса людей, на себе испытавших ужасы прошедшей войны (http://www.eu.spb.ru/oralhist/index.htm; http://oralhist.karelia.ru/; http://liceum.secna.ru/projects/ustno_history/gorech/gorech.htm).
Устные воспоминания фронтовиков о Великой Отечественной войне наряду с другими источниками личного происхождения играют настолько важную роль в общественно-политической и литературной жизни своего времени, что представляют вполне самостоятельный историко-культурный интерес. Применение междисциплинарного подхода при их изучении позволяют выделить особенности индивидуального восприятия непосредственных участников и очевидцев Великой Отечественной войны, показать Великую войну на уровне микроистории, помочь людям, пережившим войну, и их потомкам лучше понять и историю, и себя. Остается только надеется, что молодые исследователи и те, кому не безразличен подвиг их дедов, смогут объединить усилия по созданию и изучению устных воспоминаний о Великой Отечественной войне.